Дотация Омега-3-полиненасыщенных жирных кислот способствует развитию когнитивных функций ребенка
Для полноценного, гармоничного развития ребенка критически важно достаточное поступление всех микронутриентов — витаминов, минералов и витаминоподобных соединений. Эта потребность обусловлена тем, что по мере роста ребенка происходит формирование огромного количества новых клеточных структур и тканевых образований — растут и укрепляются элементы опорно-двигательного аппарата: кости, суставы и мышцы, увеличивается сосудистое русло и масса миокарда, и, конечно же, происходит бурное развитие всех структур головного мозга. А это и способность к обучению, и развитие речи, и внимательность, и прилежность.
В последнее время мы получаем все больше свидетельств исключительно важной роли Омега-3-полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК омега-3), особенно эйкозапентаеновой (ЭПК) и докозагексаеновой (ДГК), для правильного, гармоничного развития головного мозга и становления когнитивных функций детей и подростков[1].
Эти жирные кислоты входят в состав фосфолипидов всех клеточных мембран, обладают антиоксидантными свойствами, защищают клеточные структуры от повреждения свободными радикалами, нормализуют липидный и холестериновый обмен, оказывают противовоспалительное и пребиотическое действие.
В научных исследованиях показано, что при недостаточном поступлении ПНЖК Омега-3 у детей может наблюдаться нарушение зрения, снижение иммунитета (увеличение частоты сезонных простудных заболеваний), трудности в обучении, неврологические проблемы.
Недостаток ПНЖК Омега-3 может способствовать развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). И наоборот, при регулярном и достаточном поступлении ПНЖК Омега-3 у детей повышается успеваемость, улучшается способность к чтению и письму, увеличивается концентрация внимания, значительно лучше становится поведение.
Установлено, что адекватное потребление ПНЖК Омега-3 в подростковом возрасте ведет к снижению риска сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний в среднем и особенно преклонном возрасте[2].
Ученые единодушны: ПНЖК Омега-3 должны присутствовать в пище детей и подростков в достаточных количествах и на регулярной основе. В методических рекомендациях Роспотребнадзора по нормам физиологических потребностей в питательных веществах для жителей Российской Федерации указано, что физиологическая потребность в ПНЖК Омега-3 для детей от года до 14 лет составляет 0,8–1,0 %, а для детей от 14 до 18 лет — 1–2 % от калорийности суточного рациона[3]. Это порядка 0,9–1,2 г ЭПК и ДГК в день. Казалось бы, не много. Но ученые бьют тревогу, Дело в том, что во всех возрастных группах, и особенно у детей и подростков, весьма часто выявляется дефицит ПНЖК Омега-3. Более того, установлено, что более 45 % подростков имеют метаболические и гипоксические нарушения, обусловленные дефицитом ПНЖК Омега-3, и находятся в группе риска по возникновению обменных заболеваний и репродуктивных нарушений (бесплодие, прерывание беременности, пороки развития плода и т. д.) в более старшем возрасте[4].
Причину дефицита потребления ПНЖК Омега-3 ученые видят в том, что дети, подростки, да и многие взрослые часто негативно относятся к жирной морской рыбе и морепродуктам — основным источникам ЭПК и ДГК в нашем питании.
Попытки же обеспечить адекватное поступление Омега-3-ПНЖК в виде БАД сталкивается с той проблемой, что многим (опять же чаще детям и подросткам) не нравится естественный запах и вкус этих кислот.
Чтобы снизить «неприятные» вкусовые ощущения и, соответственно, облегчить прием нужного количества ПНЖК Омега-3, было предложено несколько решений и, в частности, добавление в состав натуральных фруктовых или ягодных ароматизаторов. Именно такой подход продемонстрирован в БАД «Омега-3 со вкусом вишни или со вкусом «Мультифрукт». Уникальной особенностью этого комплекса является, с одной стороны, достаточно высокое содержание эйкозапентаеновой и докозагексаеновой жирных кислот (в порции, рекомендуемой для дневного приема, содержится ПНЖК Омега-3 порядка 30–50 % от суточной физиологической потребности человека), с другой стороны, приятный фруктовый или ягодный вкус продукта, что существенно облегчает его прием детьми и подростками.
Основное назначение комплекса — обеспечить гармоничный рост, физическое и умственное развитие ребенка, помочь в обучении, стимулировать развитие памяти, логическое мышление, способствовать увеличению концентрации внимания и усидчивости. Комплекс «Омега-3 со вкусом вишни или со вкусом «Мультифрукт» также способствует укреплению иммунитета, предупреждению развития аллергии, усилению пребиотического действия, половому созреванию.
Детям старше 3 лет для реализации оздоровительных эффектов достаточно принимать БАД по 3–6 капсул в течение дня во время или после еды. Продолжительность приема курса месяц и более. Возможны повторные курсы приема в течение года.
При употреблении БАД в рекомендованных количествах в организм будут поступать:
Биологически активные вещества |
3 капсулы |
6 капсул |
ПНЖК Омега-3: |
||
- эйкозапентаеновая кислота |
150 мг (25%*) |
300 мг (50%*) |
- докозагексаеновая кислота |
105 мг (15%*) |
210 мг (30%*) |
* — % от адекватного уровня потребления.
Комплекс «Омега-3 со вкусом вишни или со вкусом «Мультифрукт» может применяться также впрограммах профилактики и лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков, расстройств аутистического спектра, невротических и аффективных расстройств, аллергических и воспалительных заболеваний, избыточной массы тела и ожирения, задержки и нарушения полового созревания. Дозировка и порядок приема комплекса в этих случаях определяются лечащим врачом.
[1] Громова О. А., Торшин И. Ю., Егорова Е. Ю. Омега-3-полиненасыщенные жирные кислоты и когнитивное развитие детей. Вопросы современной педиатрии. 2011; 1: 66–72. [Gromova O. A., Torshin I. Yu., Yegorova Ye. Yu. Omega-3 polyunsaturated fatty acids and cognitive development of children. Questions of modern pediatrics. 2011; 1: 66–72 (in Russ.)].
[2] Gopinath B, Moshtaghian H, Flood VM et al. Pattern of omega-3 polyunsaturated fatty acid intake and fish consumption and retinal vascular caliber in children and adolescents: A cohort study. PLoS One. 2017; 12 (2): e0172109. doi: 10.1371/journal.pone.0172109
[3] Баева В. С., Бессонов В. В. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: методические рекомендации. М., 2008. 42 с.
[4] Калинченко С. Ю., Соловьев Д. О., Аветисян Л. А. и др. Распространенность дефицита омега-3-жирных кислот в различных возрастных группах. Вопросы диетологии. 2018; 8 (1): 11–16. [Kalinchenko S. Yu., Solov’ev D. O., Avetisyan L. A. et al. Prevalence of Omega-3 fatty acid deficiency in different age groups. Questions of dietetics. 2018; 8 (1): 11–16 (in Russ.)].